Орхит

Воспалительные процессы в тканях яичек, вызванные инфекционным заболеванием и распространением патогенной микрофлоры, называются орхит. Патология характеризуется достаточно вялым протеканием заболевания, поэтому часто мужчины вовсе не подозревают о его наличии до прохождения комплексного обследования или появления выраженной симптоматики. При этом орхит или воспаление яичка у мужчин может приводить к достаточно серьезным проблемам со здоровьем, включая бесплодие, поэтому стоит более подробно рассмотреть как причины появления и развития патологии, так современные способы диагностики и лечения.

Орхит у мужчин: предрасполагающие факторы

Воспалительные процессы в тканях яичек развиваются под воздействием самых разных факторов. Одним из основных факторов риска можно назвать травмирование мошонки и половых органов, нарушения в процессе оперативного вмешательства, а также снижение иммунитета в результате тяжелых заболеваний или серьезного инфекционного заражения организма.

Орхит часто выступает в качестве последствия инфекционного заболевания, которое поразило другие области организма. К подобным патологиям можно отнести грипп, тиф, паротит, болезни органов мочеполовой системы. Среди осложняющих факторов выделяют малоподвижный образ жизни, беспорядочные половые связи или, наоборот, нерегулярная сексуальная жизнь, а также серьезные переохлаждения организма.

Опасность воспаления яичек и возможные осложнения

Хотя орхит может протекать практически без дискомфорта, ни в коем случае не стоит запускать заболевание или оставлять его на самотек. Лечение орхита у мужчин, своевременно выполненное опытным урологом, способно предотвратить серьезные проблемы со здоровьем, в том числе:

• дальнейшее распространение воспалительных процессов;
  • усыхание или атрофия яичка;
  • нарушение сперматогенеза, невозможность иметь детей;
  • реактивная водянка, пиоцеле, абсцесс яичка.

Заболевание может переходить в хроническую стадию: в таком случае симптоматика не так ярко выражена или же орхит протекает практически бессимптомно. Однако хроническая форма может вызвать бесплодие и полную дисфункцию репродуктивной системы. Кроме того, у 60% мужчин, которые переболели орхитом, наблюдается уменьшение размеров тестикул, а также сепсис в результате поражения тканей тяжелой инфекцией.

Симптоматика и эффективные методы лечения

На первых стадиях заметить орхит у мужчин практически невозможно. Проявление симптоматики наблюдается только на фоне нарастания воспалительных процессов в тестикулах, при этом орхит может затрагивать как одно, так и оба яичка одновременно. Как правило, заболевание дает о себе знать на 3-5 день после возникновения воспаления, а среди первых признаков орхита можно выделить:

• изменение общего самочувствия, появление боли в области паха;
  • визуально заметное опухание мошонки со стороны яичка, пораженного орхитом;
  • изменение цвета мошонки, появление болезненных ощущений при пальпации;
  • тянущая боль в паху постепенно распространяется на внутреннюю сторону бедра и поясницу;
  • при острой форме заболевания наблюдается гипертермия или резкое повышение температуры.

При появлении первых признаков дискомфорта, не говоря о ярко выраженных симптомах, следует незамедлительно записаться на прием к урологу. Эффективность лечения орхита зависит от своевременности обращения и оперативности принятых мер. Как правило, для диагностики потребуется УЗИ и МРТ органов мочеполовой системы, а также взятие мазков для бакпосева.

Характер лечения зависит от стадии заболевания, а также множества факторов, которые принимаются во внимание врачом-урологом. Обычно, лечение включает прием антибактериальных препаратов, противовирусной и противовоспалительной терапии, использования болеутоляющих при сильной боли, а также прохождения курса физиотерапии.

В редких случаях требуется оперативное вмешательство. Операция проводится в случаях, когда воспалительные процессы сопровождаются нагноениями, резким ухудшением самочувствием пациента, а также при низкой эффективности медикаментозного лечения. В целом это исключительная мера, поэтому консервативное лечение в подавляющем большинстве случаев позволяет справиться с проблемой.